Russia VS WORLD
Site menu
Tag Board
Our poll
Ваше предпочтение:
Total of answers: 8


Main » 2008 » September » 4 » Террористический акт на Дубровке
Террористический акт на Дубровке
10:51 AM
Террористический акт на Дубровке, чаще упоминаемый как «Норд-Ост» (23 — 26 октября 2002) — террористическая акция в Москве (Россия), в ходе которой 40 чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватили в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Театрального центра на Дубровке (Москва). В результате операции по освобождению заложников были ликвидированы все террористы. В ходе штурма погибли 130 человек из числа заложников (по другим данным, 174).



Предыстория

В середине октября 2002 года Аслан Масхадов дал интервью французскому агентству Франс-Пресс, в котором заявил об активизации своих связей с наиболее экстремистскими лидерами чеченских террористов. Отвечая на вопросы агентства, Масхадов объяснил радикализацию своей позиции отказом Запада поддержать его. «Западные лидеры вынуждены заигрывать с Россией для разрешения своих глобальных проблем, таких как Балканы, Афганистан, Грузия, а теперь и Ирак», заявил он. «Теперь, когда война продолжается, мне нечего терять от того, что я связываюсь с такими людьми, как Басаев, Удугов или Яндарбиев — главными радикальными лидерами», подчеркнул Масхадов. При этом он заявил о некоей готовящейся сепаратистами «исключительной операции», однако какие-либо детали он раскрыть отказался.


Хронология теракта


23 октября

21.15. В здание Театрального центра на Дубровке на улице Мельникова (ранее — Дворец культуры Государственного подшипникового завода) проникают вооружённые люди в камуфляже. В это время в ДК идёт мюзикл «Норд-Ост», в зале находится более 800 человек. Террористы производят захват заложников и минирование здания. В первые минуты захвата нескольким актёрам и сотрудникам Театрального центра удается покинуть здание через окна и запасные выходы.

22.00. Поступает информация, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым. Террористы требуют вывода российских войск из Чечни, размещают взрывные устройства в зале театрального центра.

 24 октября

00.15. Первая попытка установить контакт с террористами, в здание центра отправлен депутат Государственной Думы от Чечни Асламбек Аслаханов.

02.20. Террористы без каких-либо условий отпускают 17 человек.

03.00—9.00. Спецслужбы безуспешно пытаются установить связь с боевиками.

5.00. Террористы убивают женщину, проникшую внутрь здания.

9.30. К зданию ДК приезжают иностранные дипломаты. Выясняется, что среди заложников — граждане зарубежных государств.

11.30—12.20. Для ведения переговоров террористы требуют присутствия Бориса Немцова, Ирины Хакамады и Григория Явлинского, а также журналистки Анны Политковской.

13.00. В здание Театрального центра проходят депутат Госдумы Иосиф Кобзон и врач Леонид Рошаль от имени организации Красный Крест. Спустя полчаса они выводят из здания женщину и троих детей.

15.00. Иосиф Кобзон и Ирина Хакамада вновь идут на переговоры.

18.30. Террористы безуспешно стреляют из гранатомёта по двум женщинам, сбежавшим из ДК. Ранение получает сотрудник спецподразделения.

19.00. Катарский телеканал «Аль-Джазира» показывает обращение боевиков Мовсара Бараева, записанное за несколько дней до захвата ДК. Террористы объявляют себя смертниками и требуют вывода российских войск из Чечни.

 25 октября

01.00. Террористы пропускают в здание руководителя отделения неотложной хирургии и травмы Центра медицины катастроф Леонида Рошаля для доставки медикаментов и оказания первой медицинской помощи.

5.30—6.30. Террористы освобождают семь человек.

11.30—12.30. Террористы отпускают восемь детей.

15.00. В Кремле Президент РФ Владимир Путин проводит совещание с главами МВД и ФСБ. Директор ФСБ Патрушев заявляет, что власти готовы сохранить террористам жизнь, если они освободят всех заложников.

20.00—21.00. Попытку установить контакт с боевиками предпринимают Евгений Примаков, Руслан Аушев, Алла Пугачёва.

21.50. Террористы освобождают трёх женщин и мужчину.

 26 октября

5.30. У здания ДК раздаются три взрыва и несколько автоматных очередей. После этого стрельба прекращается. Специальные подраздления МВД и ФСБ приступают к перегруппировке сил вокруг Театрального центра. Поступает неподтвержденная информация о начале операции по штурму здания.

5.45. Представители штаба сообщают, что за последние два часа террористы убили двух и ранили еще двух заложников.

6.20. Раздаются ещё несколько взрывов, возобновляется стрельба. Здание ДК успешно покинули двое заложников.

6.30. Официальный представитель ФСБ Сергей Игнатченко сообщает, что Театральный центр находится под контролем спецслужб, Мовсар Бараев и большая часть террористов уничтожены.

6.30—6.45. К зданию ДК подъезжают десятки машин МЧС и «скорой помощи», автобусы.

6.45—7.00. Спасатели МЧС и врачи приступают к выводу заложников из здания, оказанию медицинской помощи и госпитализации.

7.25. Помощник президента РФ Сергей Ястржембский официально заявляет о завершению операции по освобождению заложников.

8.00. Заместитель главы МВД Владимир Васильев сообщает о уничтожении 36 террористов, освобождении более 750 и 67 погибших заложников.

Из материалов уголовного дела известно, что тела погибших заложников были размещены в двух автобусах, стоявших близ ДК, однако официально сообщалось, что жертв нет.

Первое официальное сообщение о единичных случаях гибели заложников прозвучало около 08:00, однако заместитель начальника штаба Владимир Васильев сообщает о том, что среди погибших нет детей. Как стало известно из материалов уголовного дела, к тому времени уже была констатирована смерть 5-ти детей — Куриленко Арсения, Летяго Александры, Миловидовой Нины, Старковой Лизы и Фадеева Ярослава.

В 13:00 на пресс-конференции заместитель начальника штаба Васильев сообщил о гибели 67 человек, но, по-прежнему, не сообщил о гибели детей. По его словам, он был уполномочен заявить о применении спецсредства и о захваченных живыми нескольких террористах. О применении спецсредств во время штурма объявлено впервые.

13:45 — Оперативный штаб прекратил свою работу. При этом родственникам заложников были сообщены справочные телефоны, по которым они якобы могли узнать информацию о местонахождении госпитализированных близких. Как выяснилось, информацией о судьбе освобожденных заложников диспетчеры не владели, при этом, Федеральные СМИ сообщили неполный перечень больниц, в которых были размещены пострадавшие, что затрудняло поиски.

Допуск родственников к пострадавшим в лечебные учреждения был запрещен. Несмотря на заявления властей, списки поступивших освобожденных заложников появились не во всех больницах.

23 октября 2005 года родственники жертв и пострадавших обратились к Президенту РФ с открытом письмом, в котором среди прочего, изучая материалы дела, они выявили не менее 174 вместо официальных 129 погибших.

 О погибших и пострадавших от террористического акта

В результате террористического акта по официальным данным 130 человек погибло, десять из которых дети:

  • Забалуев Александр (16 лет),
  • Курбатова Кристина (13 лет),
  • Куриленко Арсений (13 лет),
  • Летяго Александра (13 лет),
  • Миловидова Нина (14 лет),
  • Ольховникова Дарья (11 лет),
  • Старкова Елизавета (15 лет),
  • Устиновская Екатерина (11 лет),
  • Фадеев Ярослав (15 лет),
  • Фролова Дарья (13 лет).

Среди погибших — поэт, писатель, бард, переводчик Александр Карпов. Около 700[источник?] заложников серьезно пострадали при отравлении газом фентанилом (применён в виде аэрозоля) (по другой версии  применялся сильнодействующий ингаляционный анестетик — фторотан. На данный момент не имееется достоверной информации о примененном спецсредстве — газе, поскольку данные сведения засекречены). Часть из пострадавших получили статус инвалида II и III групп[источник?], 12 человек частично или полностью лишились слуха; 69 детей, лишившись родителей, остались сиротами.


Согласно данным самих заложников, официально число погибших сильно приуменьшено. Заложники насчитывают до 174 погибших ).

 Организаторы теракта

25 октября 2002 года в телефонном интервью азербайджанской газете «Зеркало» один из террористов, удерживавших заложников на Дубровке, заявил, что Масхадов принимал участие в подготовке этого теракта. Правительство США заявило, что после теракта на Дубровке Масхадов полностью лишился легитимности и не может претендовать на участие в мирном процессе.

 Критика действий властей во время операции

Существует версия, что в ходе спецоперации был применен газ из разновидности инкапаситантов — боевой газ нелетального действия. Такой газ не является безвредным, особенно для ослабленных людей, стариков, женщин и детей.

Основные обвинения бывших заложников и родственников погибших в адрес властей сводятся к следующему:

  • власти упустили возможности ведения эффективного договорного процесса;
  • власти предприняли штурм с применением химического вещества без учета негативных последствий;
  • штурмовавшие не предприняли очевидных и возможных мер для взятия пленных с целью дознания и проведения судебного процесса — как будто надо было скрыть некоторые обстоятельства;
  • власти не обеспечили освобожденным заложникам своевременной квалифицированной медицинской помощи;
  • власти не организовали надлежащего расследования обстоятельств трагедии.

По их мнению, первоочередной целью ставилось уничтожение террористов, но отнюдь не спасение заложников.

Обвинения строятся прежде всего на том, что военные так и не сообщили формулу газа; что власти, пытаясь снять с себя вину за происшедшее, категорически отрицали и отрицают, что газовая атака могла послужить причиной смерти заложников. (В свидетельствах о смерти, выданных родственникам погибших, в графе «причина смерти» был поставлен прочерк. Засекречивание формулы газа дало повод для предположений, что в «Норд-Осте» испытывались новые секретные разработки. При этом также многие заложники погибли от несвоевременного оказания медицинской помощи: одним вовсе не давали антидот, другим вкалывали его несколько раз, а 13-летняя девочка Саша Летяго просто задохнулась по пути в больницу под грудой трупов.

Главный врач Москвы Андрей Сельцовский заявил, что причина гибели всех, кроме двух, заложников — отравление «специальным газом».

Министерство здравоохранения официально отказалось сообщать данные о газе, применённом во время операции. Комитет Госдумы по безопасности отказался изучить правомерность засекречивания газа. Инициатором запросов был депутат Госдумы Сергей Юшенков.

Генеральная Прокуратура, а за ней суды признали причину смерти заложников «неустановленной» и на этом основании отказали заложникам в компенсациях со стороны государственных структур, к которым те имели судебные претензии.[источник?]

Президент Владимир Путин заявил на встрече с журналистами (20 сентября 2003 г.): «Эти люди погибли не в результате действия газа, потому что газ не был вредным, он был безвредным, и он не мог причинить какого-либо вреда людям. Люди стали жертвами ряда обстоятельств обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании. И мы можем сказать, что во время операции не пострадал ни один заложник» . После этих слов бывшие заложники «Норд-Оста» подали на Путина в суд, обвинив его во лжи, но российские суды иска не приняли.

В послании жертв теракта президенту Путину отвергаются утверждения о безвредности газа. Авторы послания потребовали от Путина проведения независимого расследования, наказания руководителей операции и оглашения всей правды о трагедии в «Норд-Осте».

 Реакция

 Арабский мир

12 ноября с обращением на канале Al-Jazeera выступил лидер международной террористической сети Аль-Каида Усама бин Ладен, где он одобрил захват чеченскими боевиками заложников в Москве, а также теракты в Индонезии, Йемене и Кувейте.




В Твоих Руках

Спектакль — автор Наталья Пелевайн — основанный на событиях террористического акта на Дубровке был впервые показан в Лондонском театре New End Theatre в октябре 2006 года. Премьера российской версии состоялась в Русском драматическом театре им. М Горького в Махачкале. Сразу после премьерного показа спектакль был запрещен. Есть сведения что запрет исходил непосредственно от президента Дагестана Муху Алиева, который присутствовал на премьере.

Об угрозе обрушения здания

До сегодняшнего дня бытует мнение о том, что взрыв в Театральном центре мог повлечь падение колонн и обрушение здания, вследствие чего летальный исход для всех заложников был бы неминуем.

Согласно выводам взрывотехнической экспертизы, приведенным в томе 59 уголовного дела № 229133, общая масса взрывчатого вещества составляла 76,6 кг в тротиловом эквиваленте, и в случае взрыва несущие элементы конструкций зрительного зала значительный повреждений не получили бы, обрушение стен и потолка не произошло бы. Вместе с тем согласно заключению эксперта «всем находящимся в зрительном зале заложникам в случае взрыва ВУ были бы нанесены повреждения…».



Views: 2570 | Added by: Administrator |
Total comments: 0

Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]


Login form
News calendar
«  September 2008  »
SuMoTuWeThFrSa
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Search
Site friends
Statistics

Total online: 1
Guests: 1
Users: 0


Copyright MyCorp © 2024Site managed by uCoz